среда, 18 августа 2010 г.

[Убунтология]

 Поставил недавно на свой ноутбук ASUS X50Sl вторую операционную систему - Ubuntu 10.04 LTS. Основной операционкой на нем является Windows XP SP3 Professional. Ставил, по сути чисто ради эксперимента. Решил проверить, слова некоторых товарищей, утверждавших, что Убунта стала невероятно простой в установке и настройке, стабильной в работе, а также весьма красивой в визуальном плане (хотя мне говорили об этом люди, которые обожают среду GNOME, которая на мой взгляд, все же смотрится куда хуже чем KDE). Так что, решил я проверить насколько изменился Линукс с момента моего последнего общения с ним (правда тогда это было общение с openSUSE 10.3, который я пытался установить на свой домашний ПК, но в конце концов отказался от него из-за отсутствия на тот момент драйверов для звуковой карты Creative X-Fi Platimun Fatal1ty Champion).


Об установке:
Собственно, скачать дистрибутив оказалось весьма просто и быстро - спасибо новомодной нынче p2p-сети. Качал я, естественно, версию amd64. На закачку ушло не более получаса. После чего дистрибутив был записан на диск с помощью программы Alcohol 120%. Для начала нужно было разметить диск, специально для Линукса. Ни для кого, наверное, не секрет, что линукс использует свою собственную архитектуру дисков, которая вряд ли будет привычной людям, работающим в среде Windows, а также Линуксу понадобятся специфические раздел swap, не говоря уже про основной раздел, для системных файлов с файловой системой ext4. Итак, разметку решил провести из среды самой операционки, загрузившись с Live CD. Для этого нам любезно предоставили утилиту Gparted, которая, на мой взгляд, работает куда лучше большинства программ, написанных для среды Windows. Так как ноутбук я себе покупал преимущественно для того, чтобы можно было поработать находясь вдалеке от дома, то и требования к его характеристикам были весьма умеренными. К Линуксу у меня были аналогичные требования, потому я выделил всего 45 Гигабайт дискового пространства на установленном в ноуте HDD, общим размером в 250 Гб. Эти самые 45 Гб я поделил на три раздела - первый, размером в 15 отвел для установки на него системы и использования в качестве системного диска, второй раздел, размером в 4 гигабайта я отвел для файла подкачки. Это и есть так называемый swap-раздел. Оставшееся место я отвел для медиафайлов. Собственно, разметив диск так, как мне это было нужно, можно было приступать и к установке системы. Установка в графическом режиме весьма проста, как в принципе и большинство современных операционных систем. От пользователя требуется внести лишь некоторые данные - время, часовой пояс и т.п.. Затем, программа установки предложила разметить диск для установки системы. Причем Помимо ручной разметки в утилите, присутствовал вариант автоматической разметки и использования уже размеченных областей, так как пожелает пользователь. Собственно, так как диск мной уже был размечен, я выбрал вариант ручной настройки, после чего нужно было создать точки монтирования дисков. И тут, честно говоря, даже при том, что я прекрасно представлял как в Линуксе устроена иерархия дисков и папок - мне все равно стало не по-себе, так как привычны моему глазу диски C: и D:, как это и должно быть в Линуксе, отсутствовали. Но это все лишь от непривычки. Создать точки монтирования все равно надо было, потому системный раздел был мной примонтирован к корню, как это и должно быть, swap операционная система сама определит и проделает с ним все нужные операции, потому его я пропустил. Второй диск, который я отвел под различные медиа-файлы и прочие полезности, был примонтирован как домашний каталог - "/home". Ну и за одно, раз уж такая возможность имелась, создал точки монтирования для двух разделов Windows с файловой системой NTFS. Точки монтирования у них были выбранны мной такие: "/media/windows" и "/media/data". Разобравшись с этим, оставалось только ввести имя пользователя, пароль, выбрать способ входа в систему и наконец-таки расслабиться, предоставив программе самой скопировать все требуемые файлы. Однако, все оказалось не так хорошо, как ожидалось. По словам большинства моих приятелей, которые пробовали данного зверя на вкус, установка на их компьютерах не занимала больше 20 минут. У меня же, получилось так, что установка зависла на 95% и никак не хотела завершаться около 20 минут. В итоге процесс установки затянулся примерно на 40 минут. По сути это мелочь, но тем не менее мелочь не совсем приятная, так как даже старенькая Windows ХР ставилась немного шустрее на том же ноутбуке. Но тем не менее, установка завершилась успешно, хотя рука уже так и тянулась к кнопке выключения.



Первый запуск и первое впечатление:
Итак, после перезагрузки, система стартовала благополучно. Сразу же настроила соединение с интернетом (хотя на самом деле, это было сделано еще во время процесса установки, т.к. некоторые пакеты, были-таки загружены из сети) и предложила установить проприетарные драйверы на видеокарту (ATI HD3470) и встроенный модем. В принципе, причин отказываться от такого вежливого предложения я не видел, потому позволил системе скачать и установить предложенные драйверы. Как я и ожидал - взаимоотношения Линукса с ATI никоим образом не улучшились за то время, что прошло с момента моего общения с openSUSE, после перезагрузки системы стало понятно, что видео немного подтормаживает. Конечно не смертельно, но тем не менее было неприятно видеть, что с этим недугом до сих пор приходится бороться. При наличии интернета, шибко мучаться не пришлось, решение проблемы было простым:

sudo apt-add-repository ppa:info-g-com/xserver-xorg-1.7.6-gc
sudo aptitude update
sudo aptitude upgrade

О внешнем виде системы говорить можно долго, конечно. Но среда GNOME мне все же не по душе. Да, в принципе, красиво, аккуратненько, глаза ничего не мозолит, но и каких-то положительных эмоций тоже не вызывает. Установив и немного покопавшись в настройках Compiz'a можно придать внешнему виду операционки некий шарм. Куб рабочего стола и некоторые другие эффекты, смена прозрачности окон, предварительный просмотр вкладок на главной панели и многое другое - все это заметно оживляет картину. Для удобства настройки установил несколько новых пакетов через Synaptic: compizconfig-settings-manager и compiz-fusion-plugins-extra.  Так же сразу решил установить пакеты, необходимые для нормального прослушивания музыки и просмотра всевозможных видео-файлов, благо все это можно быстро найти в менеджере пакетов - ubuntu-restricted-extras. В принципе, на этом моя первоначальная настройка системы закончилась. Остальные приложения мной добавлялись по мере необходимости. Например я также установил браузер Opera т.к. не очень то я люблю предлагаемый в стандарте Firefox. Мессенджер я также поменял, дефолтный мне не нравится потому я установил Pidgin.
Кстати говоря, насчет пользователя rootего пришлось активировать командой из терминала:

sudo passwd root



О недостатках и недоработках: 
За все время моего непродолжительного использования Ubuntu - выявилось достаточно много весьма неприятных проблем, связанных в основном с оснащением ноутбука. До сих пор мне никак не удается настроить Wi-Fi, хотя опробовал я три способа решения данной проблемы, которые вроде как помогали другим владельцам аналогичных ноутбуков. Также весьма смутно обстоят дела с энергосбережением ноутбука. Если в операционных системах семейства Windows можно было использовать программу Power4Gear дабы самостоятельно изменять режим энергосбережения специальной клавишей, то в Линуксе приходится мириться с тем, что данная клавиша служит лишь для блокировки экрана, а режимы энергосбережения возможно переключать лишь с помощью специального апплета, который помещается на одну из панелей. Однако, стоит отметить, что и приведенные в апплете режимы работы ноутбука оказались малоэффективны. По сравнению с работой в Windows ХР в Ubuntu ноутбук быстрее нагревался, постоянно повышал скорость вращения вентилятора, из-за чего и шума было намного больше. Такой расклад меня не совсем устраивал, потому я попытался это дело поправить и использовать вышеупомянутую клавишу по ее прямому назначению. Но добиться этого оказалось весьма непросто. В конце концов у меня получилось снять с этой клавиши функцию блокировки экрана, а вот использовать ее для переключения режимов энергопотребления в полной мере так и не удалось. Но попытки настроить все как надо я не оставляю - в любом случае, лишний опыт никогда не повредит.
Также весьма сильно смущают светодиоды на панели ноутбука - после запуска системы, даже при отключенных модулях Wi-Fi и Bluetooth - светодиоды все равно загораются и продолжают гореть до тех пор, пока не включишь и снова выключишь переключатель на ноутбуке, ответственный за включение этих сетей. Но это, не такая уж большая проблема. По крайней мере на работоспособность не влияет, но тем не менее - неприятно.
Такая же неприятная ситуация обстоит и с тачпадом. По мнению системы тачпад всегда должен работать! По моему мнению - не должен. В этом еще один конфликт несовместимости меня и операционки. Временное решение, которое, как оказалось, работает - нажать на клавишу выключения тачпада. Но вот только выключается он только на определенный отрезок времени. И включается снова, когда операционная система вновь проявит свой ИИ.
На данный момент времени я не проверял лишь одно устройство на ноутбуке - слот расширения ExpressCard. Но в ближайшее время я доберусь и до него.

Подводя итоги:
На данном ноутбуке проблем с установкой и настройкой операционной системы Ubuntu оказалось куда больше, нежели на стационарном компьютере. Что тому виной - сказать сложно. Но вывод возникает только один - ставить Линукс на этот ноутбук лучше только в том случае, если есть куча времени и прорва терпения, а также желания изучать, копаться, думать, решать. В противном случае все плюсы Линукса окажутся погребенными под одним небольшим минусом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий