вторник, 8 мая 2012 г.

[Лилипут в стране гигантов - Индустар 50-2. Мал да удал?]


 Так уж случилось, что в моей семье особо фотографией никто никогда и не занимался, по большому счету. Я имею в виду - не занимался более-менее серьезно. С давних пор водился старенький пленочный Зенит-Е с лилипутоподобным Индустаром 50-2, и на смену ему моя мама когда-то приобрела Гелиос 44-3 (за что маме в очередной раз низкий поклон и огромное спасибо), достаточно редкий и весьма интересный по своим особенностям. Все это дело лежало у нас в дальнем ящике до моего 5 или 7 летия, точно я не упомню. Именно в тот промежуток времени я стал задумываться, почему фотографии, полученные Полароидом, коей также водился в семье, получаются такими плоскими и невыразительными. Хотя, это я рассуждаю уже сегодня, что они плоские и невыразительные, а на тот момент, с теми знаниями которые возможно были в моей голове, я понимал одно - фотографии мне не нравились. Но суть в том, что я заинтересовался процессом создания красивых снимков. И кто-то возьми мне да ляпни, что Зенитом снимать одно удовольствие, а фотографии получаются просто сказочные. Вот с того то момента я и начал пробовать себя в качестве фотографа. Бегал с Зенитом, всеми детскими хитростями заполучал финансы на пленку (то мороженого не доедал, то на автобусе экономил) и снимал. Сначала, конечно получалось не очень, ибо толково объяснить как, что снимать, и какие кнопочки, регуляторы, за что отвечают было некому. Родная тетя, которая попыталась мне объяснить, как снимать зенитом, умела им пользоваться сама на уровне мыльницы (это, я опять же, сейчас понимаю, а тогда мне целый космос открыли) - что куда навести, куда посмотреть, что подкрутить и на что нажать, вот что я от нее узнал. А точнее понял, как подбирать экспозицию под данные условия освещения. Что такое диафрагма и выдержка, а также то, на что они влияют, и чего позволяют добиться, я узнал гораздо позже. Начал наблюдать за полученными фотографиями, до чего-то доходил собственными мозгами, что-то приходилось вычитывать в книгах, которые иногда с боем приходилось добывать. Однако, годам к 11 я уже более менее ориентировался во всем этом деле и подходил к процессу съемку более осознанно. Снимки становились совершенно иными, что не могло меня не радовать. С Зенитом и двумя этими объективами (признаться, Гелиосом я пользовался куда чаще) я достаточно много всего сфотографировал, многое повидал. Но как-то так получилось, что однажды наступил перерыв в моем занятии фотографией, и этот фотоаппарат с данными объективами снова отправился в ящик. А к моменту, когда я снова стал задумываться о съемке, многое уже поменялось. Цифровые фотоаппараты получили большое распространение, а пленка стала быстро исчезать с прилавков. У меня появился сначала ультразум, потом я решился на покупку своей первой серьезной зеркалки. И вот, после достаточно насыщенного опыта с цифровой фототехникой меня снова потянуло на старину. два года тому назад я прикупил себе переходник М42\Никон, который позволил мне использовать завалявшийся у меня Гелиос 44-3 на своем D300. Радости было, конечно много, ровно, как и впечатлений о съемке. Этот объектив мне всегда нравился своим рисунком и простотой использования. А вот про Индустар я как-то забыл. Толи оттого, что он был навинчен на Зенит и вместе с ним упакован в чехол, то ли оттого, что не "воспринимал его всерьез". Короче говоря, Индустар благополучно остался лежать в ящике, а Гелиос весьма успешно использовался на цифровом фотоаппарате. Однако недавно, случайно заглянув в ящик с Зенитом, решил проверить как там старичок. Посмотрел на Индустар, вспомил сколько было интересных моментов с ним. Ностальгия. А потом вдруг решил и его опробовать на цифре. И понеслось, о чем собственно далее...
Начну с того, на что обращаешь внимание сразу - размер и внешний вид. Сказать что объектив маленький, это фактически не сказать ничего. Он игрушечный. Собственно, именно из-за размера его и не воспринимают должным образом большее количество фотографов. А зря. Для своих размеров и ценовой категории объектив весьма и весьма хороший - недорогой, компактный, в меру резкий и контрастный, с интересным рисунком боке. Минусы, связанные с размером объектива также имеются - крупным людям управляться с ним будет не очень удобно, особенно управлять диафрагмой кольцом спереди объектива. Колечко это сделано несколько выступающим вперед, всего на пару миллиметров, и крутить его даже мне, с моими тонкими пальцами не всегда удобно, да и фокусировку можно сбить, случайно провернув кольцо фокусировки, которое находится чуть далее. Кольца предварительной установки диафрагмы нет, как и какого либо фиксатора, потому не глядя на насечки спереди объектива очень сложно сказать какая диафрагма установлена в момент съемки. То есть с эргономикой и удобством у объектива не очень. Но его размерность и легкость позволяют без труда брать его с собой на прогулки и держать под рукой в любой ситуации, при этом не перегружая себя тяжелой техникой.
За неимением возможности куда-то выбраться, вновь тестировал стекло на своем псе. Он вроде был не против :)
Nikon D300 + Industar 50-2 50mm f/3.5 Resize in Photoshop CS6
Часть предыдущей фотографии в натуральную величину. Пример того, каким может быть боке данного объектива.
Что же касается разрешающей способности объектива и качества его оптики, то тут все весьма интересно. Согласно данным производителя его разрешающая способность - 45 линий\мм, что весьма неплохо для советской оптики, да еще и такого размера. Контрастность держит на уровне. Зайцев практически не ловит и спокойно себя ведет в контровом свете. Объектив радует рисунком - в чем то он даже интереснее рисунка, получаемого с помощью Гелиоса 44.

Пример того как рисует еще один советский полтинник. Очень нравится верхний правый угол фото.
Nikon D300 + Helios 44-3 58mm f/2.8 Resize in Photoshop CS6
Боке с интересными пятнами, немного подкручено, что создает определенное настроение фотографий. В зоне резкости все выглядит очень хорошо, резко и без особых изъянов. Хроматические аберрации устранены практически полностью. Отсняв с пару десятков фотографий я так и не увидел особо выраженных ХА на снимках, что также не может не радовать. Единственный недостаток, который сильно бросился мне в глаза - это некоторая темность объектива. Подтверждение фокусировки перестало срабатывать у меня уже при f/5,6, что весьма странно с учетом чувствительности датчиков в современных цифровых камерах. Снимать на закрытой диафрагме уже становится сложнее, так как точно навести на резкость в таком случае получается только при включенном Live View ито не всегда. А наводка на резкость при открытой диафрагме и последующее ее закрытие также возможно только в случае съемки со штатива, так как удержать неподвижно камеру руками в такой ситуации не представляется возможным. Хотя, при ярком солнечном свете поснимать на закрытой диафрагме мне все-таки удалось, но усилий это стоило больших.
Попытка имитации боке.
Nikon D300 + Industar 50-2 50mm f/3.5 Resize in Photoshop CS6  
Проба съемки с минимального расстояния фокусировки.
Nikon D300 + Industar 50-2 50mm f/4 Resize in Photoshop CS6
Съемка ярких объектов под ярким солнцем.
Nikon D300 + Industar 50-2 50mm f/4 Resize in Photoshop CS6
"Проба пера" с закрытой диафрагмой.
Nikon D300 + Industar 50-2 50mm f/16 Resize in Photoshop CS6
Взгляд собаки как бы осуждает размер объектива :)
Nikon D300 + Industar 50-2 50mm f/5,6 Resize in Photoshop CS6 
Фрагмент предыдущей фотографии с размытым задним фоном. 
Что же мы имеем в результате? Маленький, легкий объектив, с непритязательной внешностью, немного неудобным, в силу мелкости, конструктивом, лишенный всевозможных искажений, резкий, с приятным рисунком в зоне нерезкости, дешевый и неприхотливый. При своей цене в 300-500 рублей конкурентов данный ручной объектив просто не имеет. Все его минусы связаны с размерами и удобством, а его плюсы с лихвой компенсируют все недостатки. Потому, люди, не стесняйтесь навинчивать этого малыша на свои камеры! В конечном счете он поможет вам создать приятные, красивые для глаза снимки, которые будут радовать вас самих и всех кто будет их смотреть.

1 комментарий:

  1. Интересный пост; меня особенно заинтересовало поведение объектива при контровом свете - наверное потому, что часто приходилось отказываться от выгодных ракурсов из-за его наличия. В общем, приеду, поюзаю тоже))

    ОтветитьУдалить