суббота, 31 марта 2012 г.

[От "нечего делать" до Макинтоша рукой подать...]

 Давненько я ничего не писал в данном блоге. То ли не очень хотелось, то ли времени не было на сии развлечения. Однако, недавно появилось нечто, о чем я хотел бы рассказать. А именно, о том, как я снова мучил свою и без того многострадальную технику. На сей раз под "раздачу" попал ноутбук, который был куплен дабы была возможность работать не привязываясь к какому-либо конкретному месту. Признаться честно, когда я покупал ноутбук, я не рассчитывал ни на что , кроме как на работу, потому выбор операционной системы был для меня не основным критерием. Я уже привык к Windows 7 и даже успел отвыкнуть от XP. Потому со спокойной совестью выбрал себе модель с семеркой (правда с версией Home Basic по дефолту, однако позже я ее поменял на лицензию Ultimate). Выбор мой пал на Asus K53SJ в конфигурации с 2-х Ггц Core i7, 8 Гб ОЗУ, 500 Гб HDD и 1 Гб видеокартой NV GT520MX. Производительностью ноутбука я был вполне удовлетворен - все что мне нужно было от ноутбука, этот красавец с легкостью делал (разве что не все игрушки шли в силу "урезанности" дискретного видеоадаптера, но это не повод гнать волну на ноутбук).
 И вот, по какому-то странному стечению обстоятельств, настал такой период, что ноутбук стал пролеживать дома в ожидании того, когда же его нагрузят работой. Пару дней я ходил вокруг него и думал чем бы его занять (хотя, скорее это я пытался свое свободное время занять). Решение пришло мне в голову после звонка от давнего приятеля, который не так давно приобрел себе ноутбук Acer Aspire 3830T и захотел установить на него Linux, в чем и просил помощи. Как раз после того, как на его ноутбук без особых проблем и плясок с бубнами установилась Ubuntu 11.10 я и задумался о попытке сменить операционную систему на своем Asus'e (на руку было еще и то, что у меня как раз завалялся 250 Гб ноутбучный жесткий диск, который мог бы послужить верой и правдой для моих экспериментов). Однако и тогда я не знал, что моя идея заведет меня так далеко в лес :) Сначала я опробовал дистрибутив openSUSE 12.1, который уже давно лежал записанным на болванку, да только устанавливать вроде как было некуда. Порадовало то, что большинство компонентов ноутбука работали сразу после установки "из коробки". Исключениями оказались веб-камера и дискретная видеокарта. Однако драйвера на видеокарту оказались доступны на офф сайте NVIDIA, а веб-камера заработала после установки нескольких пакетов в Yast'e. Так что мы все ближе и ближе приближаемся к тому дню, когда установка линукса будет такой же простой как и установка Windows.
 Немного покопавшись в ЗЮЗЕ я осознал, что ничего интересного не нашел в данной попытке установить на ноутбук что-то новое и стал размышлять дальше - что же опробовать еще. Были идеи и насчет Fedor'ы и насчет FreeBSD. Но ни Fedora ни FreeBSD мне никогда не нравились, потому про них я в скором времени и не вспомнил. Однако, в скором времени меня посетила идея, которая сразу же разожгла весьма сильный ажиотаж в голове. "А почему бы не попробовать установить Mac OS?"  Именно с такой мысли в моей голове и начались дальнейшие приключения, длинной в 4 сонных дня и 4 бессонные ночи... Однако результат того стоил:
После некоторых махинаций получилось нормально запустится...
Началось все с того, что нужно было найти подходящий способ установки. Сейчас на просторах интернета можно найти несколько типов установочных носителей с Мак осью. Первый тип - это привычные нам установочные диски, содержащие либо кристально чистый образ, коей можно скачать и в AppStor'e, либо немного модифицированный образ, куда были добавлены так называемые kext'ы (kernel extension) расширения ядра операционки, необходимые для работы различных устройств, а также программы для пост-установочной настройки операционной системы. Также существует второй тип - это образы уже установленных систем, которые просто копируются на жесткий диск и вроде как должны после этого спокойно работать. Минус образов в том, что для их установки в любом случае потребуется установочный диск с Mac OS, так как именно с него нужно будет загрузиться и воспользоваться дисковой утилитой для разворачивания образа на жесткий диск компьютера. Признаться честно, мне установить систему с образа не удалось, хоть это вроде как и проще. Я пробовал два образа с Mac OS X Lion - от CoolerMac и iAtkos. Ни то, ни другое у меня так и не заработало. Также у меня имелся установочный диск Mac OS X Lion 10.7.0 во всем своем великолепии. Вот его то я и использовал для установки этого чуда на свой ноутбук. Процесс установки расписывать не стану, так как он прост и лаконичен, как и все, что я видел у Apple. Установочник поддерживает кучу языков (в том числе и русский), потому справится с разметкой диска и выбором компонентов установки справится каждый. Сама установка длилась весьма долго. Минут 15 ноутбук грузился с диска до появления GUI. Затем еще около 40-50 минут копировались файлы на жесткий диск. В какой то момент, полоска отображавшая ход загрузки вставала намертво, а счетчик зависал на показаниях "Осталось 17 минут...". Все самое интересное же начиналось как раз после установки. Ибо после нее, Мак ось все равно не будет грузиться с HDD. Просто потому, что не сможет, так как у нее совершенно отличный от Windows способ загрузки. Потому далее пришлось использовать загрузчик Chameleon, который был любезно помещен на установочный диск добрым человеком (еще бы kext'ов накидал с программами - было бы вообще супер, но нет...). Итак, использовав загрузчик мне удалось запустить "свежеприготовленный" Mac. Далее все по стандартному сценарию - приветствие, регистрация пользователя, выбор языка и т.д. Все было успешно проделано. После чего, я, как того требовало правило, начал устанавливать загрузчик Chameleon в систему (не с диска же грузиться каждый раз, ей богу). И по наивности своей, сразу же перегрузил компьютер, дабы загрузиться уже с жесткого диска. И не загрузился... Mac OS показала свой характер и послала меня куда подальше с наилучшими пожеланиями. Начались танцы с бубнами и жертвоприношения великим богам. Я не мог понять в чем дело, но система просто не грузилась. Причем ошибки и паники каждый раз были разные. Загрузка с ключами arch=i386, -f,  -v, -x в различных их комбинациях и по отдельности результата не давала. Я уже начал подумывать о другом дистрибутиве, так как закрались сомнения по поводу его целостности. Но нет, дистрибутив был в порядке. Спасение пришло оттуда, откуда его не ждали. Ключ cpus=1 заставил Mac OS пробудиться и загрузиться, чему я был несказанно рад. Ибо одно дело это сидеть и пялиться в монитор не имея возможности сделать что-либо, и другое дело - пытаться отточить и настроить систему, чтобы она работала. После загрузки я воспользовался утилитой Multibeast дабы поставить некоторые кексты (на LAN в частности) и прописать модель Mac'a поменяв ее с MacPro3,1 на MacPro8,1 (без этого при загрузке операционка ругалась и выдавала DSMOD has arrived... после чего просто благополучно висела), также закинул кексты на видео от Intel'a - AppleIntelSNBGraphicsFB.kext и запустил утилитку  Kext Utility после чего сделал ребут. Удивительно, но после этого компьютер спокойно запускался, разрешение нормализовалось и все вроде бы как стало хорошо... Но... Перестали работать тачпад и клавиатура. А без них, понятное дело, дальше заниматься нечем. Однако, выход нашелся быстро. USB порты по прежнему работали, и подключив к ним клавиатуру и мышь я удивился тому, что они работают. Проблему удалось решить добавлением нескольких кекстов в S\L\E - ApplePS2Controller.kext, ApplePS2Keybord.kext, ApplePS2Trackpad.kext. После этого клавиатура и тачпад снова заработали. Однако до сих пор не работали звук и беспроводная сеть. И если со звуком все решилось просто - я добавил VoodooHDA.kext в Extensions и все заработало. А вот с беспроводной сетью все было не так хорошо. Спасение крылось в изменении AtherosFix.kext. Пришлось несколько видоизменить его, прежде чем получилось запустить Wi-Fi. По сути, я просто прописал в info.plist вышеупомянутого кекста идентификатор своей карточки. Но после этого беспроводная сеть таки появилась. Однако первое время работала просто из рук вон плохо - связь постоянно обрывалась и падала. Потом, после использования уже упоминавшейся Kext Utility все стабилизировалось.  Остальное оборудование на ноутбуке работало и не доставляло сильных неудобств. Разве что иногда бывают артефакты на дисплее из-за видео адаптера, но случаются они крайне редко и ограничиваются выбившейся полоской или квадратиком и только то. Думаю не стоит говорить о производительности ноутбука. В принципе я не испытывал недостатка и на Семерке, но Мак ось по ощущениям просто порхала. На данный момент мне осталось задействовать встроенный микрофон Асуса и заставить работать индикатор батареи. Остальное меня в принципе устраивает. Про дискретную видеокарту пока что не заикаюсь, так как решения проблемы технологии NVIDIA Optimus под Mac OS вроде бы еще и нет в помине. Как только появится - тогда и посмотрим. А пока, можно попробовать среду Мак'a, программы и посмотреть что Apple может предложить своим пользователям. С программами все весьма просто. Их достаточно много, на любой вкус и цвет. Мне больше всего был интересен Photoshop, ибо о его производительности на Mac'ах слагают легенды. Потому его то я и стал устанавливать в первую очередь. Признаться - пока что толком в нем не работал. Но шустрость его работы вроде бы ощущается. Грузится он побыстрее чем аналог на Windows (хотя у меня впечатление, что это из-за установленных плагинов). Однако каков он в деле покажет работа.
Фотошоп везде одинаков... Лно и к лучшему:)
Приятно что есть возможность сразу все обновить
Также, мне было весьма интересно узнать как в Mac OS дела обстоят с воспроизведением видео. Все оказалось весьма просто. Набор кодеков Perian решает практически все проблемы с воспроизведением любимых фильмов. Да и плеер VLC под Mac OS есть и работает без нареканий. Так что проблем с воспроизведением видео быть не должно. Я спокойно смотрел концерт Металлики во время настройки операционной системы под свои нужды :) Да и с музыкой никаких проблем нет. iTunes спокойно создает медиатеку с любого носителя, индексирует записи и выстраивает в список. Единственное что мне может доставить некоторый дискомфорт - отсутствие поддержки формата FLAC. Apple продвигают свой высококачественный формат файлов ALAC, но лично мне конвертировать всю свою музыкальную библиотеку в мр3 или ALAC чисто для того чтобы слушать на Мас'e ой как не хочется. Так что надо будет на досуге поискать решение данной проблемы, а то как-то не iCe :)
VLC во всей своей красе... Работает и хорошо :)
Полноэкранный режим просмотра. Все путем.
А вот и он - великий и ужасный (прекрасный?) iTunes
Это что касается развлечений. Что же касается работы... Хм, тут, как мне казалось, все будет не проще чем при переходе с Windows на Linux. Мне лично было тяжело переходить с привычного мне Office 2003 на openoffice - непривычно, неудобно и тяжело. За несколько месяцев я так и не приучился к линуксовому офису. Думал что на Мас OS будет также. Однако, я ошибся. Пакет приложений iWork (и почему я не удивлен такому названию) развеял все мои сомнения. Я поработал в нем всего день, а мне уже не хочется возвращаться в Word. Просто, лаконично, продуманно, удобно. Все! Говорить тут больше нечего :)
Помимо перечисленного я сразу же попытался найти для себя аналог Total Commandera - жить без него не могу. Проводник в Windows никогда не был для меня удобным. Так что я нашел весьма интересную программку под названием muCommander и остался ей вполне доволен. Для начала вполне неплохо. Это то, без чего нормальной и эффективной работы в любой ОС мне не видать.
Текстовый редактор во всей своей красе...
Заготовки презентаций - выбирай что душе угодно
Аналог Exel к вашим услугам...
А вот и файловый менеджер... Удобная штука :)
Также я не стал забывать и про возможность пообщаться и полазить в интернете. Некоторые программы для данных целей идентичны тем, что есть в Windows - Skype, Google Chrome (я предпочел его стандартному Маковскому Safari), uTorrent. Все эти программы спокойно скачиваются с официальных сайтов и устанавливаются. Каких-либо колоссальных отличий в них я не заметил, так что долго привыкать не придется. Что же касается мессенджера, то излюбленного мной QIP на данной ОС нет. Потому пришлось немного покопаться и поискать что-то похожее. Стандартный iChat мне не понравился - как дизайном, так и возможностями. Да, может быть в какой то степени он смотрится прикольно, но активно переписываться в нем, по-моему, не очень удобно. Так что пришлось обратиться за помощью к програмке под названием Adium. Вот эта программа полностью меня устроила. Приятный интерфейс, удобство использования и большое количество поддерживаемых протоколов. Что еще нужно для счастья? :)
На данном скрине можно увидеть программу iChat
А вот и Adium - согласитесь, куда лучше яЧата :)
Одним словом, даже новичкам в Мак Оси будет довольно просто адаптироваться. Все просто - главное чтобы выход в интернет был, а уж достать тот или иной софт не проблема. Устанавливается все весьма просто - достаточно запустить установочник и в зависимости от его типа либо покликав на нужных кнопках, либо просто перетащив значок программы в папку Applications (удаляются, кстати говоря аналогично - просто перетаскиванием значка из этой папки в корзину). Данную ОС без зазрения совести можно назвать "дружественной" и адаптированной под пользователя. Тебе не надо пытаться понять как что там работает, это скорее ОС пытается "подстроиться" под тебя. Какие либо серьезные действия с файлами системы производятся только с вводом пароля, коей устанавливается при регистрации пользователей при первом старте системы.
Наглядно - процесс установки программы :)
Установка программы потребовала ввода пароля...
На данный момент времени система работает вполне нормально (не идеально, но и не совсем уж плохо). Пусть это и Хакинтош, а не Макинтош, но представление о работе операционной системы вполне можно получить и таким путем. Так что, пробуем дальше. В данный момент времени я занят тем, что пытаюсь оптимизировать работу ноутбука и исправить некоторые баги, вызванные "недопониманием" Mac OS некоторых компонентов ноутбука. Надеюсь что правка DSDT и грамотный подбор кекстов выведет работу в Хакинтоше на более высокий уровень. Так что пробуем дальше, ведь это весьма интересное занятие, особенно когда есть свободное время... много свободного времени... ПРОРВА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ! :)))

4 комментария:

  1. Долго думала, что после прочтения ответить на все вот это вот...Первое желание было оставить только одно слово - "коммент":DD А если серьезно, некислая эпопея видимо пройдена была, у меня к концу второго абзаца от обилия незнакомых словей стало малость клинить башенный отсек и "FreeBSD" я нечаянно прочла как "FreeBDSM"...дальше читать продолжила после пятиминутного перерыва на отдых:DD

    ОтветитьУдалить
  2. Вот-вот, вечно все надо опошлить, не иначе =) То BDSM везде мерещится, то еще какая нечисть, а еще говорит, что это я извращенец. Что-то после таких заявлений не верится мне, что извращенец - я :D

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, тот факт, что извращенец - это таки ты, становится вполне очевидным, если прочитать этот пост:D

    ОтветитьУдалить
  4. Если прочитать этот пост, то становится понятно, что я не извращенец, а человек который любит экспериментировать, да =))

    ОтветитьУдалить